Чего не сделаешь исключительно ради интереса! мы, редко когда встающие в выходные раньше 12, примчались из нашего Колпино на Нарвскую к 11 часам утра.
Давайте вместе повторим тогдашний маршрут. Комментарии будут краткие, что запомнилось (впрочем, информация для любознательных сейчас лежит повсюду).
Начало экскурсии: площадь Стачек. И конечно центр композиции - Нарвские триумфальные ворота. Кирпичный остов обшит медными листами, из меди отлиты и скульптуры.

Строились ворота, прямо скажем, туго, вечная экономия средств давала о себе знать. Даже проект шестиконной колесницы был урезан до четырёх. Впрочем, уже после установки оказалось, что квадроупряжь совершенно не смотрится, так что пришлось пристяжных возвращать на место. Автор коней - знаменитый Клодт.

Со скульптурами была своя история. Готовые уже они были забракованы лично императором, причём по причине некоей личной неприязни к скульптору. Но - нового в необходимые сроки не нашлось, пришлось поставить те, что были. Всё сделали вид, что так и должно было быть. В том числе и император (знаковый объект, понимать же надо...)

Павильон станции Нарвская. Сугубо сталинский. Вождя и учителя в проекте было очень много (потом, ясное дело, поизымали).

Хоть я и совершенно точно знаю, что павильон строился с нуля - всё остаётся ощущение обрезанной церкви. Вон - даже алтарная часть слева виднеется.
А за воротами на площадке - малозаметный памятник маршалу Говорову. По крайней мере, мне так сказали. Подходить ближе не стали.

Однако, пора уже перейти к, собственно, конструктивизму. Первый в стране дворец культуры. Имени Горького. Стильный и очень свободный конструктивизм (скоро-скоро этой вольнице подрежут крылышки), оцените только эти склеенные под причудливыми углами разномастные фигуры.

Построен в 1926-1927 гг. по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Строили, буквально, из того, что находилось под рукой... и, как уж водится, проект в процессе подрезали в части помещений под всевозможные кружки.

А вот ещё любопытный образец, спрятавшийся как раз за ДК.

Архитектора, жаль, не запомнил. Здание было много длиннее, но среднюю часть разобрали до основания - впрочем, реально интересен всё равно только хвост в виде сложной кривой. Размещалось в нём какое-то училище; и ступенчатые окна были вполне функциональны, они освещали адиторию-амфитеатр. А как уж в амфитеатре разместился магазин - мне неведомо.
Ну, а мы дальше углубились в жилмассив Тракторной улицы. Первый в городе жилмассив рабочий, конструктивистский и решённый в едином стиле (арх. А. И. Гегелло, А. С. Никольский и Г. А. Симонов).

Разнокалиберные окна, сочетание дуг с углами, полуарки - вот они, пожалуй, характерны только для этого квартала.


Квартал сейчас отреставрирован и отреставрирован очень качественно. Находиться там сплошное удовольствие. Да ещё в такую погоду: золотая осень, небо синее, солнце яркое!



Просторные дворы - тоже характерная черта.


Мне нравится эта предусмотрительность - консоли под скамейки составляют единое целое с домом (правда, в памяти сразу всплывает туманного для меня значения слово "завалинка")...

Да вот и целая завал... эээ, скамейка.

А вот сугубо функциональная коробка, но столь причудливо реализованная... прям Пикассо...

...подсолнух!

цветы на балконах

Это мы уже вышли... и лихо пробежали мимо останков мини-амфитеатра неясного назначения...

Вот и угол с Кировской площадью... но это уже типовой ребёнок более поздней эпохи, да...


Строились ворота, прямо скажем, туго, вечная экономия средств давала о себе знать. Даже проект шестиконной колесницы был урезан до четырёх. Впрочем, уже после установки оказалось, что квадроупряжь совершенно не смотрится, так что пришлось пристяжных возвращать на место. Автор коней - знаменитый Клодт.

Со скульптурами была своя история. Готовые уже они были забракованы лично императором, причём по причине некоей личной неприязни к скульптору. Но - нового в необходимые сроки не нашлось, пришлось поставить те, что были. Всё сделали вид, что так и должно было быть. В том числе и император (знаковый объект, понимать же надо...)

Павильон станции Нарвская. Сугубо сталинский. Вождя и учителя в проекте было очень много (потом, ясное дело, поизымали).

Хоть я и совершенно точно знаю, что павильон строился с нуля - всё остаётся ощущение обрезанной церкви. Вон - даже алтарная часть слева виднеется.
А за воротами на площадке - малозаметный памятник маршалу Говорову. По крайней мере, мне так сказали. Подходить ближе не стали.

Однако, пора уже перейти к, собственно, конструктивизму. Первый в стране дворец культуры. Имени Горького. Стильный и очень свободный конструктивизм (скоро-скоро этой вольнице подрежут крылышки), оцените только эти склеенные под причудливыми углами разномастные фигуры.

Построен в 1926-1927 гг. по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Строили, буквально, из того, что находилось под рукой... и, как уж водится, проект в процессе подрезали в части помещений под всевозможные кружки.

А вот ещё любопытный образец, спрятавшийся как раз за ДК.

Архитектора, жаль, не запомнил. Здание было много длиннее, но среднюю часть разобрали до основания - впрочем, реально интересен всё равно только хвост в виде сложной кривой. Размещалось в нём какое-то училище; и ступенчатые окна были вполне функциональны, они освещали адиторию-амфитеатр. А как уж в амфитеатре разместился магазин - мне неведомо.
Ну, а мы дальше углубились в жилмассив Тракторной улицы. Первый в городе жилмассив рабочий, конструктивистский и решённый в едином стиле (арх. А. И. Гегелло, А. С. Никольский и Г. А. Симонов).

Разнокалиберные окна, сочетание дуг с углами, полуарки - вот они, пожалуй, характерны только для этого квартала.


Квартал сейчас отреставрирован и отреставрирован очень качественно. Находиться там сплошное удовольствие. Да ещё в такую погоду: золотая осень, небо синее, солнце яркое!



Просторные дворы - тоже характерная черта.


Мне нравится эта предусмотрительность - консоли под скамейки составляют единое целое с домом (правда, в памяти сразу всплывает туманного для меня значения слово "завалинка")...

Да вот и целая завал... эээ, скамейка.

А вот сугубо функциональная коробка, но столь причудливо реализованная... прям Пикассо...

...подсолнух!

цветы на балконах

Это мы уже вышли... и лихо пробежали мимо останков мини-амфитеатра неясного назначения...

Вот и угол с Кировской площадью... но это уже типовой ребёнок более поздней эпохи, да...

и давайте пока сделаем паузу, что ли. Продолжение следует... ->